Как правильно выбрать компьютер
Добавлено: Пт фев 03, 2006 8:10 pm
Как выбрать правильный компьютер.
Нет, наверное, сегодня человека, который бы не слушал музыку. У одних "музыка" - это автомагнитола в собственной машине, у других - портативный плеер или музыкальный центр, у третьих - абонемент в филармонию или билет на рок-концерт.
А для большинства читателей нашего сайта - это собственный компьютер с подключенными к нему колонками. Если прослушивание компакт дисков и mp3-композиций на ПК не приносит вам должного эстетического удовлетворения, то, возможно, вы его получите от просмотра фильма с большим количеством спецэффектов в многоканальном формате или просто хорошим музыкальным оформлением. Для других "музыка" - это рев мотора в Need for Speed или взрыв ракеты в Unreal Tournament.
Итак, в этом выпуске из цикла User Guide речь пойдет о построении центра звуковых развлечений на базе домашнего компьютера. Материал я начну, пожалуй, с выбора аудиосистемы для прослушивания музыки, поскольку именно это вид развлечений наиболее распространен среди владельцев ПК. Продолжу многоканальными наборами для кино и игр. А закончу повествование наушниками.
Для начала вернемся к моему первому материалу о выборе системного блока. В нем я писал: "…сейчас в материнские платы встраиваются неплохие, в большинстве случаев, многоканальные звуковые контроллеры. Они вполне подходят для работы в паре со стерео колонками стоимостью примерно до $40 и многоканальными наборами до $100. Подобные аудиосистемы удовлетворяют запросы большинства пользователей. Во-вторых, более логично приобретать звуковую плату во внешнем исполнении (имеется ввиду PCI-карта) вместе с более качественной акустикой. А такой набор стоит обычно не меньше $100(стерео) и $200(5.1)."
Эти утверждения надо было бы поместить в конце статьи в качестве вывода, но я это не сделал намеренно. Они послужат скорее отправной точкой. Их я постараюсь подробно раскрыть.
Главный критерий, по которому я буду подбирать звуковую карту и аудиосистему - это возможность наиболее точно передать авторскую запись, однако с учетом стиля и качества самой записи. Глупо, скажем, покупать звуковую карту за сотню долларов и стерео колонки за две для прослушивания шедевров Маши Распутиной или еще какой-нибудь "блондинки на сцене". Маше Распутиной, просьба не обижаться :-).
Также при покупке стоит учитывать следующие неотъемлемые характеристики аудиотехники (приведены минимальные рекомендуемые величины).
Диапазон воспроизводимых частот должен быть на уровне 30-20000Гц
Соотношение сигнал/шум - меньше -65 дБ для акустики и меньше -80 дБ для звуковой карты.
Неравномерность АЧХ - менее +/- 10 дБ для мультимедийной акустики и менее 0,2 дБ для источников.
Разделение каналов менее -65 дБ дБ
Можно привести еще несколько характеристик, но они менее значимы. Подробно их расписывать мне не совсем неинтересно, так как я не собираюсь написать "энциклопедию звука", а хочу лишь порекомендовать: "это стоит покупать в таком случае, это - в таком". К тому же не стоит забывать, что все мы живем в обычных квартирах с обычными бетонными стенами и с обычной мебелью. Так что не стоит гоняться за исключительными параметрами типа разрекламированных "-108 дБ SNR", поскольку измерялись они в специально акустически оформленных студиях, а не у вас дома.
Иными словами вы просто не расслышите все эти "суперпараметры" в обычных условиях. Да и статья эта посвящена компьютерной акустике стоимостью до 350 долларов. И в этой ценовой категории не стоит ждать качества, сходного с Hi-End техникой. Максимум на что можно рассчитывать - это нижний уровень Hi-Fi.
"Jedem das Seine!" (нем. "Каждому свое")
Первое, с чем стоит определиться, что вы за человек, а именно какую музыку слушаете и насколько у вас тонкий слух. Музыкальные композиции можно очень, подчеркиваю очень условно, разделить по требовательности к аппаратуре на следующие категории:
попса, включая рэп; русский шансон;
танцевальная, электронная;
рок, металл, джаз;
классическая и оперная музыка.
Композиции из первой группы обычно не представляют собой никакой "музыкальной ценности", в том смысле, что там главное, чтобы слушатель уловил слова и общий мотив, по которым он и запомнит песню. Особенными мелодическими изысками эти композиции не блещут. Да и для озвучки используются, в основном, синтезаторы. Звуки, создаваемые ими, далеки от звучания реальных инструментов, так что нестрашно, если они будут переданы не точно. Общей картины это нисколько не поменяет.
Композиции из второй группы отличают ярко выраженный бит ( от англ. beat - ритм, задаваемый ударами в секунду) и тот факт, что они "звучат" на большой громкости. Связанно это с преобладанием басов на протяжении трека. А их человеческое ухо лучше воспринимает при большей мощности. Слова здесь не представляют особой важности и скорее являются частью мелодии. Для подобной музыки крайне желательно четкое воспроизведение басов на средней и большой громкости. К середине и верху частотного диапазона требования не столь строгие. Они просто должны воспроизводиться более менее качественно.
При прослушивании композиций из третьей группы важно все: и передача голоса, и мелодии, и стереоэффекта. В такой музыке наиболее ценно звучание в целом, и именно от него слушатель получает удовольствие. К тому же при ее написании используются реальные инструменты типа гитары, барабана или саксофона, поэтому очень желательно ровное без завалов и искажений воспроизведение всего частотного диапазона, дабы музыкальная картина передалась наиболее естественно.
Ну и для последней, четвертой группы важна каждая мелочь и каждая деталь. Здесь требования самые высокие, так что если вы - поклонник Баха или Чайковского, то на аппаратуре экономить не стоит.
Далее надо разобраться с собственным слухом. На мой взгляд, не имеет смысла брать пару колонок за три сотни долларов или наушники за полторы, если вы не можете отличить звук недорогой от высококачественной акустики. Как говорится, если не видно разницы, то зачем платить больше. Одним из самых доступных способов определиться с собственным слухом - это отправиться в крупный универсальный магазин бытовой техники. Взять с собой какую-нибудь классику на компакт диске и послушать ее сначала на дорогом музыкальном центре от Technics или JVC, а затем на каком-нибудь не самом дорогом "бумбоксе".
Также не стоит приобретать многоканальные наборы для прослушивания музыки. Их стихия - это игры и фильмы. Спрашивается, зачем нужно 5 или более колонок для воспроизведения двух каналов музыкальной стереозаписи. Воспроизведению стереоэффекта этим не поможешь, удастся лишь повысить общую мощность системы. Справедливости ради, стоит сказать, что сегодня уже существуют музыкальные диски в многоканальном формате DVD-Audio, но распространены они не очень широко, да и ни одного программного плеера с поддержкой этого формата я не встречал. В общем, о многоканальной музыке на ПК говорить еще рановато.
Что почем?
Для большинства композиций из первых двух групп встроенная звуковая карта. Наилучшими встроенными решениями можно назвать южный мост nVidia MCP, устанавливаемый на платы с чипсетами nForce2 и 3, и решение от Intel - SoundMax, присутствующее на большинстве плат с чипсетами i845 и старше. Они, конечно, обладают немного худшими, но вполне сравнимыми с внешними звуковыми картами параметрами звучания, разве что коэффициент искажений и неравномерность АЧХ несколько выше. Платы с хорошими параметрами делает к примеру Abit, например модель NF7-S. Из PCI-карт подойдет пракически любая, лишь к ней прилагались драйвера под вашу операционную систему.
С колонками ситуация сходная. Под "попсу" можно подойдут любая стереопара от 15-20 у.е или комплект с сабвуфером за 30-40 у.е.. Желательно, чтобы корпус колонок и сабвуфера был сделан из МДФ (обычно в прайслистах пишут "дерево"). Это поможет, по сравнению с пластиковыми колонками, избавиться от лишних призвуков, возникающих из-за дребезжания корпуса при повышенной громкости.
Также желательно, чтобы колонки были двуполосными, то есть чтобы в корпус были установлены два динамика: среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ/твитер/"пищалка").
Из брендов хотелось бы выделить хорошим соотношением цена/качество следующие: Sven, Microlab, Edifier, Defender. Их изделия выделяются нормальным дизайном при невысоком уровне цен. В этой группе можно указать следующие модели: Defender SPK609/611, Sven SPS-611, Microlab 6201 или их аналоги от других марок.
Defender SPK609
Sven SPS-611
Под электронную музыку подойдут сходные с предыдущими модели, однако большей мощности, чтобы лучше воспроизводился так называемый "драйв". Двухполосная схема динамиков здесь уже крайне желательна. Выбор стоит делать между стереопарами долларов до 40-45 и комплектами с сабом около 50-60 у.е. Марки теже, а модели такие: Edifier R1000, Sven 699, Defender SPK 620 .
Edifier R1000
Sven 699 Defender SPK 620
Для комфортного прослушивания рока или джаза стоит приобретать стереоколонки стоимостью от 50-60 у.е., например такие, как Microlab Solo-2/3, Edifier R1800TII, Defender SPK 720.
Microlab Solo-2/3 Edifier R1800TII Defender SPK 720
Неплохим дополнением также послужит отдельный сабвуфер, например от Sven. Например, модель 615 или 620 при стоимости около 70 долларов выдают "на гора" очень даже мощные и чистые басы.
Sven 615
Помимо всего прочего понадобится и звуковая карта более высокого класса. Наиболее универсальными в мультимедийном плане являются продукты Creative, такие как Audigy/Audigy2.
По качеству звучания от них не отстают, а иногда и превосходят продукты фирм Terratec серии Aureon или M-Audio серии Revolution. Стоимость подходящих карт лежит в границах от 35 до 80 "убитых енотов".
Terratec Aureon
Я уже говорил, что для любителей классической музыки придется подбирать технику подороже. Во-первых, звуковую плату надо покупать примерно от $100, например Audigy ZS или M-Audio Revolution 7.1. Во-вторых, придется раскошелиться на студийные мониторы ценой примерно от $170 за штуку. Например, Studiophile BX5.
Studiophile BX5
Идти на такие траты, конечно не обязательно, но в замен вы получите очень чистое и четкое звучание. Иными словами вы сможете спокойно различить в композиции отдельные инструменты. Есть для вас еще один вариант, но о нем я напишу позже.
Нет, наверное, сегодня человека, который бы не слушал музыку. У одних "музыка" - это автомагнитола в собственной машине, у других - портативный плеер или музыкальный центр, у третьих - абонемент в филармонию или билет на рок-концерт.
А для большинства читателей нашего сайта - это собственный компьютер с подключенными к нему колонками. Если прослушивание компакт дисков и mp3-композиций на ПК не приносит вам должного эстетического удовлетворения, то, возможно, вы его получите от просмотра фильма с большим количеством спецэффектов в многоканальном формате или просто хорошим музыкальным оформлением. Для других "музыка" - это рев мотора в Need for Speed или взрыв ракеты в Unreal Tournament.
Итак, в этом выпуске из цикла User Guide речь пойдет о построении центра звуковых развлечений на базе домашнего компьютера. Материал я начну, пожалуй, с выбора аудиосистемы для прослушивания музыки, поскольку именно это вид развлечений наиболее распространен среди владельцев ПК. Продолжу многоканальными наборами для кино и игр. А закончу повествование наушниками.
Для начала вернемся к моему первому материалу о выборе системного блока. В нем я писал: "…сейчас в материнские платы встраиваются неплохие, в большинстве случаев, многоканальные звуковые контроллеры. Они вполне подходят для работы в паре со стерео колонками стоимостью примерно до $40 и многоканальными наборами до $100. Подобные аудиосистемы удовлетворяют запросы большинства пользователей. Во-вторых, более логично приобретать звуковую плату во внешнем исполнении (имеется ввиду PCI-карта) вместе с более качественной акустикой. А такой набор стоит обычно не меньше $100(стерео) и $200(5.1)."
Эти утверждения надо было бы поместить в конце статьи в качестве вывода, но я это не сделал намеренно. Они послужат скорее отправной точкой. Их я постараюсь подробно раскрыть.
Главный критерий, по которому я буду подбирать звуковую карту и аудиосистему - это возможность наиболее точно передать авторскую запись, однако с учетом стиля и качества самой записи. Глупо, скажем, покупать звуковую карту за сотню долларов и стерео колонки за две для прослушивания шедевров Маши Распутиной или еще какой-нибудь "блондинки на сцене". Маше Распутиной, просьба не обижаться :-).
Также при покупке стоит учитывать следующие неотъемлемые характеристики аудиотехники (приведены минимальные рекомендуемые величины).
Диапазон воспроизводимых частот должен быть на уровне 30-20000Гц
Соотношение сигнал/шум - меньше -65 дБ для акустики и меньше -80 дБ для звуковой карты.
Неравномерность АЧХ - менее +/- 10 дБ для мультимедийной акустики и менее 0,2 дБ для источников.
Разделение каналов менее -65 дБ дБ
Можно привести еще несколько характеристик, но они менее значимы. Подробно их расписывать мне не совсем неинтересно, так как я не собираюсь написать "энциклопедию звука", а хочу лишь порекомендовать: "это стоит покупать в таком случае, это - в таком". К тому же не стоит забывать, что все мы живем в обычных квартирах с обычными бетонными стенами и с обычной мебелью. Так что не стоит гоняться за исключительными параметрами типа разрекламированных "-108 дБ SNR", поскольку измерялись они в специально акустически оформленных студиях, а не у вас дома.
Иными словами вы просто не расслышите все эти "суперпараметры" в обычных условиях. Да и статья эта посвящена компьютерной акустике стоимостью до 350 долларов. И в этой ценовой категории не стоит ждать качества, сходного с Hi-End техникой. Максимум на что можно рассчитывать - это нижний уровень Hi-Fi.
"Jedem das Seine!" (нем. "Каждому свое")
Первое, с чем стоит определиться, что вы за человек, а именно какую музыку слушаете и насколько у вас тонкий слух. Музыкальные композиции можно очень, подчеркиваю очень условно, разделить по требовательности к аппаратуре на следующие категории:
попса, включая рэп; русский шансон;
танцевальная, электронная;
рок, металл, джаз;
классическая и оперная музыка.
Композиции из первой группы обычно не представляют собой никакой "музыкальной ценности", в том смысле, что там главное, чтобы слушатель уловил слова и общий мотив, по которым он и запомнит песню. Особенными мелодическими изысками эти композиции не блещут. Да и для озвучки используются, в основном, синтезаторы. Звуки, создаваемые ими, далеки от звучания реальных инструментов, так что нестрашно, если они будут переданы не точно. Общей картины это нисколько не поменяет.
Композиции из второй группы отличают ярко выраженный бит ( от англ. beat - ритм, задаваемый ударами в секунду) и тот факт, что они "звучат" на большой громкости. Связанно это с преобладанием басов на протяжении трека. А их человеческое ухо лучше воспринимает при большей мощности. Слова здесь не представляют особой важности и скорее являются частью мелодии. Для подобной музыки крайне желательно четкое воспроизведение басов на средней и большой громкости. К середине и верху частотного диапазона требования не столь строгие. Они просто должны воспроизводиться более менее качественно.
При прослушивании композиций из третьей группы важно все: и передача голоса, и мелодии, и стереоэффекта. В такой музыке наиболее ценно звучание в целом, и именно от него слушатель получает удовольствие. К тому же при ее написании используются реальные инструменты типа гитары, барабана или саксофона, поэтому очень желательно ровное без завалов и искажений воспроизведение всего частотного диапазона, дабы музыкальная картина передалась наиболее естественно.
Ну и для последней, четвертой группы важна каждая мелочь и каждая деталь. Здесь требования самые высокие, так что если вы - поклонник Баха или Чайковского, то на аппаратуре экономить не стоит.
Далее надо разобраться с собственным слухом. На мой взгляд, не имеет смысла брать пару колонок за три сотни долларов или наушники за полторы, если вы не можете отличить звук недорогой от высококачественной акустики. Как говорится, если не видно разницы, то зачем платить больше. Одним из самых доступных способов определиться с собственным слухом - это отправиться в крупный универсальный магазин бытовой техники. Взять с собой какую-нибудь классику на компакт диске и послушать ее сначала на дорогом музыкальном центре от Technics или JVC, а затем на каком-нибудь не самом дорогом "бумбоксе".
Также не стоит приобретать многоканальные наборы для прослушивания музыки. Их стихия - это игры и фильмы. Спрашивается, зачем нужно 5 или более колонок для воспроизведения двух каналов музыкальной стереозаписи. Воспроизведению стереоэффекта этим не поможешь, удастся лишь повысить общую мощность системы. Справедливости ради, стоит сказать, что сегодня уже существуют музыкальные диски в многоканальном формате DVD-Audio, но распространены они не очень широко, да и ни одного программного плеера с поддержкой этого формата я не встречал. В общем, о многоканальной музыке на ПК говорить еще рановато.
Что почем?
Для большинства композиций из первых двух групп встроенная звуковая карта. Наилучшими встроенными решениями можно назвать южный мост nVidia MCP, устанавливаемый на платы с чипсетами nForce2 и 3, и решение от Intel - SoundMax, присутствующее на большинстве плат с чипсетами i845 и старше. Они, конечно, обладают немного худшими, но вполне сравнимыми с внешними звуковыми картами параметрами звучания, разве что коэффициент искажений и неравномерность АЧХ несколько выше. Платы с хорошими параметрами делает к примеру Abit, например модель NF7-S. Из PCI-карт подойдет пракически любая, лишь к ней прилагались драйвера под вашу операционную систему.
С колонками ситуация сходная. Под "попсу" можно подойдут любая стереопара от 15-20 у.е или комплект с сабвуфером за 30-40 у.е.. Желательно, чтобы корпус колонок и сабвуфера был сделан из МДФ (обычно в прайслистах пишут "дерево"). Это поможет, по сравнению с пластиковыми колонками, избавиться от лишних призвуков, возникающих из-за дребезжания корпуса при повышенной громкости.
Также желательно, чтобы колонки были двуполосными, то есть чтобы в корпус были установлены два динамика: среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ/твитер/"пищалка").
Из брендов хотелось бы выделить хорошим соотношением цена/качество следующие: Sven, Microlab, Edifier, Defender. Их изделия выделяются нормальным дизайном при невысоком уровне цен. В этой группе можно указать следующие модели: Defender SPK609/611, Sven SPS-611, Microlab 6201 или их аналоги от других марок.
Defender SPK609
Sven SPS-611
Под электронную музыку подойдут сходные с предыдущими модели, однако большей мощности, чтобы лучше воспроизводился так называемый "драйв". Двухполосная схема динамиков здесь уже крайне желательна. Выбор стоит делать между стереопарами долларов до 40-45 и комплектами с сабом около 50-60 у.е. Марки теже, а модели такие: Edifier R1000, Sven 699, Defender SPK 620 .
Edifier R1000
Sven 699 Defender SPK 620
Для комфортного прослушивания рока или джаза стоит приобретать стереоколонки стоимостью от 50-60 у.е., например такие, как Microlab Solo-2/3, Edifier R1800TII, Defender SPK 720.
Microlab Solo-2/3 Edifier R1800TII Defender SPK 720
Неплохим дополнением также послужит отдельный сабвуфер, например от Sven. Например, модель 615 или 620 при стоимости около 70 долларов выдают "на гора" очень даже мощные и чистые басы.
Sven 615
Помимо всего прочего понадобится и звуковая карта более высокого класса. Наиболее универсальными в мультимедийном плане являются продукты Creative, такие как Audigy/Audigy2.
По качеству звучания от них не отстают, а иногда и превосходят продукты фирм Terratec серии Aureon или M-Audio серии Revolution. Стоимость подходящих карт лежит в границах от 35 до 80 "убитых енотов".
Terratec Aureon
Я уже говорил, что для любителей классической музыки придется подбирать технику подороже. Во-первых, звуковую плату надо покупать примерно от $100, например Audigy ZS или M-Audio Revolution 7.1. Во-вторых, придется раскошелиться на студийные мониторы ценой примерно от $170 за штуку. Например, Studiophile BX5.
Studiophile BX5
Идти на такие траты, конечно не обязательно, но в замен вы получите очень чистое и четкое звучание. Иными словами вы сможете спокойно различить в композиции отдельные инструменты. Есть для вас еще один вариант, но о нем я напишу позже.